Многие его запомнили как борца за права человека, борца с коррупцией, жестокостью и бесчеловечными диктаторскими режимами, политического активиста, которого ни побои, ни тюрьма, ни убийства близких людей не сбили с жизненного пути. Кто-то помнит его как эксцентричную личность, расиста, сексиста и эгоиста – на эти обвинения сам Фела лишь пожимал плечами и даже не пытался их опровергнуть. Чем же он интересен нам, любителям музыки? Безусловно тем, что Кути стоит у истоков одного из важнейших музыкальных стилей, сформировавшихся в Африке – афробита.
Музыкальные корни афробита – джаз, фанк и традиционная музыка Нигерии. Афробит отличается полиритмией, значительной ролью перкуссии и духовых инструментов, продолжительными композициями и напевным вокалом, а также изначальной политизированностью. Во время прослушивания концертов афробита не покидает ощущение того, что публика наравне с музыкантами участвует в создании этого музыки.
Но вернемся к сегодняшнему имениннику. Все члены семьи Фела были борцами за свободу – мать – феминистка, отец – протестантский священник, братья... Изначально ожидалось, что Фела, как и его братья, станет врачом, но он решил заниматься музыкой, ведь музыка в умелых руках и правильной ситуации может быть очень опасным оружием. В 1958 году начинается музыкальная карьера Фела, и началась она в джазовой музыке. Но лишь 10 лет спустя происходит то, что прославит Кути в веках – вернувшись в Африку из Великобритании, Фела начинает искать новые дороги в музыке – и изобретает афробит.
Что происходит потом? Тридцать лет бесконечных творческих поисков, ставших обрамлением борьбы за правое дело. Пятьдесят удивительных альбомов, зачастую состоящих из одной-двух продолжительных композиций. Бесконечные смены названий коллективов и прозвищ (среднее имя Кути – Рэнсом – было рабским именем, поэтому он сменил его на Аникулапо – "Тот, кто носит смерть в кошельке").
Фела пел на пиджин-английском – чтобы его тексты были понятны любому африканцу (ведь в Африке тысячи разных языков). Также Фела играл на саксофоне, клавишных инструментах, трубе, гитаре и барабанах. Для поддержания своего огромного оркестра, записи песен и помощи тем нигерийцам, которым было некуда пойти, Фела создает Республику Калакута – что-то вроде огромной коммуны, центральной фигурой которой был сам Фела. В 1977 году, после особенно обидного для режима альбома "Zombie", республика была уничтожена нигерийской армией. В ходе рейда тысяча солдат уничтожили студию, инструменты, записи. Погибло немало человек, в том числе была убита мать Кути, а сам он чудом остался в живых. Впоследствии, чтобы защитить женщин из своей коммуны (танцовщиц, певиц, композиторов), он женился сразу на двадцати восьми из них – хоть и верил, что никакой мужчина не в праве владеть женщиной.
Карьера Кути была очень насыщенной – собственная политическая партия, активная деятельность в оппозиции, поездки по всему миру, выход все новых альбомов... Кути прожил очень яркую жизнь, оборвавшуюся на 59-м году жизни: в результате СПИДа у Кути развилась саркома Капоши, и 3 августа 1997 года "голос Африки" покинул этот мир.